Ввиду сложностей текущей политической ситуации, национальная безопасность России невозможна без проведения политики импортозамещения на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). Эта стратегия закреплена на законодательном уровне, что требует от субъектов КИИ принятия соответствующих решений по внедрению отечественных разработок.
Компания УЦ ПРОФИ оказывает услуги подбора, поставки и внедрения отечественных цифровых решений в рамках перехода на российское ПО и СЗИ, обеспечивая импортозамещение на объектах КИИ для различных отраслей экономики.
Необходимость проведения импортозамещения в сфере критической информационной инфраструктуры определена Указом Президента РФ от 30.05.2022 г. № 166 (Указ № 166). Этот документ утверждает меры по укреплению технологической независимости КИИ.
В частности, Указом № 166 предписывается:
В исполнение Указа № 166 приняты следующие подзаконные акты:
Перечисленные акты обеспечивают нормативную базу и создают условия для эффективности импортозамещения в сфере КИИ.
Меры в рамках стратегии импортозамещения распространяются на всех субъектов, располагающих объектами критической информационной инфраструктуры, в том числе ЗОКИИ, включенными в реестр по результатам присвоения соответствующих категорий значимости.
Согласно положениям п. 8 ст. 2 Федерального закона № 187-ФЗ, это относится к государственным и коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям из России, которые используют объекты КИИ при работе в следующих сферах:
Критическая информационная инфраструктура в перечисленных отраслях промышленного производства и видах деятельности особенно важна для обеспечения национального суверенитета. Это объясняет необходимость приоритета политики импортозамещения для создания российских разработок по управлению КИИ.
Необходимость перехода на российские разработки в рамках стратегии импортозамещения КИИ распространяется в отношении следующих продуктов для критической информационной инфраструктуры:
Внедрение новых цифровых решений разработчиков из России требует времени и средств, поэтому важно своевременно принять решение о переходе на программные и аппаратные средства, соответствующие правилам импортозамещения КИИ, чтобы обеспечить стабильное функционирование систем критической информационной инфраструктуры, эффективное решение производственных и организационных задач.
При следовании стратегии импортозамещения критической информационной инфраструктуры важно проанализировать текущую ситуацию на предприятии. Чтобы обеспечить безболезненный переход на новые продукты для КИИ, следует сопоставить влияние следующих факторов:
Важно актуализировать данные по объектам критической информационной инфраструктуры компании, выделить активы, для которых потребуется переход на новые ресурсы.
При выборе российских поставщиков IT-продуктов для КИИ необходимо убедиться в таких условиях:
Данные по срокам принятия мер по импортозамещению критической информационной инфраструктуры в России приведены в таблице:
Что нужно сделать в рамках импортозамещения КИИ |
Кому адресовано требование по импортозамещению |
Крайний срок, год |
---|---|---|
Выполнить переход на российское программное обеспечение |
Субъектам РФ, владеющим ЗОКИИ |
2025 |
Полностью отказаться от использования зарубежного ПО для работы КИИ |
Государственным органам в России |
2030 |
Подведомственным организациям и внебюджетным фондам |
2027 |
|
Коммерческим и государственным закупщикам |
||
Госкомпаниям, задействованным в программе цифровой трансформации |
||
Запретить покупку новых программно-аппаратных комплексов (ПАК) не у доверенных лиц |
Субъектам КИИ в России |
2024 (до начала сентября) |
Уведомить ФСТЭК о планах применения доверенных ПАК |
2024 (конец года) |
|
Полностью отказаться от применения ПАК, не соответствующих требованиям импортозамещения |
2029 |
Неисполнение перечисленных требований по импортозамещению критической информационной инфраструктуры грозит привлечением к административной и уголовной ответственности в рамках действующих УК (ст. 274 и 274.1) и КоАП РФ (ст. 13.12.1 и 19.7.15). Наказание могут назначить непосредственно субъектам, руководителям этих организаций и лицам, ответственным за информационную безопасность (ИБ).
Необходимость импортозамещения в сфере критической информационной инфраструктуры объясняется современными тенденциями во внешнеполитической ситуации. Важность данного процесса обусловлена обеспечением национальной безопасности и технологического суверенитета страны.
Специалисты УЦ ПРОФИ помогут вам разработать план перехода на российские разработки ПО в критической информационной инфраструктуре с принятием технических и организационных решений в рамках доступного бюджета и встроить выбранные решения в существующие объекты КИИ.
Переход на использование отечественных решений и продуктов в сфере критической информационной инфраструктуры обеспечит соблюдение законодательства РФ и обезопасит деятельность вашей компании от внешних рисков и возможного ущерба.
Сайт использует файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookies и соглашаетесь с политикой в отношении обработки и защиты персональных данных. Вы можете отключить использование файлов cookies путем изменения настроек вашего браузера, при этом работоспособность сайта и доступность его функционала в полном объеме могут быть ограничены.