Цифровые технологии проникают во все сферы жизни. Информации о работниках обрабатывается и хранится в больших объемах. В связи с этим защита персональных данных сотрудников становится важной составляющей трудового законодательства.
Согласно стати 85 ТК РФ, работодатель имеет право собирать и обрабатывать определенный набор персональных данных (ПДн). Кадровая служба организация формирует личное дело сотрудника, включающее персональные данные. В первую очередь это базовые документы: паспорт или другой документ, подтверждающий личность работника (например, вид на жительство для иностранных граждан), СНИЛС, ИНН, анкета, автобиография, трудовой договор. документы, подтверждающие квалификацию, свидетельства о заключении брака, рождении детей.
В процессе работы создаются другие документы – трудовая книжка или современные электронные формы учета трудовой деятельности (СТД-Р, СТД-ПФР, СЗВ-ТД), личная карточка работника по форме Т-2, содержащая основные сведения о сотруднике.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (152-ФЗ) устанавливает четкую классификацию различных типов персональных данных, подразделяя их на категории.
Каждая из этих категорий требует особого подхода к обработке и хранению, а также различного уровня защиты.
Руководители и специалисты по безопасности организации должны понимать и оценивать потенциальные риски, связанные с угрозой безопасности персональных данных сотрудников. Данные могут быть уничтожены, изменены, заблокированы, скопированы или распространены. Опасность представляют кибератаки, социальная инженерия, инсайдерские угрозы, способные нанести серьезный ущерб отдельным работникам и всей организации.
При определении угроз учитывается содержание персональных данных работников, характер и способ их обработки, а также другие факторы.
Риск утечки личной информации сотрудников из-за несанкционированного доступа возрастает при автоматизированной обработке. Потенциальную угрозу могут представлять скрытые механизмы программ, поскольку пользователь даже не подозревает об их существовании. Они могут стать инструментом для незаконного получения доступа к ПДн.
Классификация угроз основывается на потенциальном ущербе для организации - владельца ПДн и включает три категории:
Для правильного выбора мер безопасности работодатель должен проанализировать возможные угрозы. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», устанавливает 4 уровня защищенности информации – от 1-го – самого низкого до 4-го – самого высокого. Градация учитывает тип угроз, категорию обрабатываемых данных, их количество.
Оценку потенциальных угроз и подбор оптимального уровня защиты организация может провести собственными силами. Однако обычному пользователю сложно самостоятельно выявить реальные риски информационной безопасности. Поэтому для определения угрозы безопасности персональных данных, необходимого уровня защищенности лучше привлечь профессионалов - лицензиата ФСТЭК на деятельность в сфере защиты данных. Компания УЦ ПРОФИ обладает всеми необходимыми лицензиями в данной области.
Методы защиты информации зависят от того, как обрабатываются ПДн работников. Для бумажных документов организовать защиту проще - нужно оборудовать охраняемые помещения, использовать сейфы, запирающиеся шкафы, чтобы исключить доступ посторонним.
В случае автоматизированной обработки ПДн организационные и технические меры устанавливает приказ ФСТЭК №21 от 18 февраля 2013 года.
При любом варианте обработки необходимо выполнить базовый набор действий. Разберем его пошагово:
Этот сотрудник будет координировать процесс обеспечения безопасности информации. Его обязанности необходимо зафиксировать в трудовом соглашении или должностном регламенте, чтобы в случае нарушений можно было применить дисциплинарные взыскания. Статья 18.1 152-ФЗ требует, чтобы такой специалист прошел инструктаж по нормативной базе, касающейся защиты ПДн.
Определить цели обработки ПДн, перечень необходимых персональных данных работников, их категорию, способы обработки для каждой цели.
Основные документы:
Согласно статье 22 152-ФЗ до начала любых операций с ПДн организации обязаны зарегистрироваться как операторы ПД в специальном реестре Роскомнадзора. Без уведомления можно обрабатывать 3 вида ПДн:
Уведомления можно направить:
Руководство самостоятельно выбирает способы защиты информации. Защита организации, ее сотрудников от потенциальных угроз требует постоянного обновления политик безопасности, обучения сотрудников, применения безопасного программного обеспечения, систематических проверок корректности обращения с личной информацией.
Сделать качественный анализ потенциальных угроз, выбрать оптимальные организационные и технологические решения для защиты данных лучше с помощью профессионалов. Компания УЦ ПРОФИ более 10 лет успешно реализует проекты в области обеспечения безопасности ПДн сотрудников организаций различных отраслей и масштабов кадрового штата.
За нарушение правил работы с персональными данными предусмотрена ответственность. Согласно статье 90 Трудового кодекса (ТК РФ), к сотрудникам могут быть применены различные виды взысканий: дисциплинарные меры, штрафы, административное и уголовное наказание. Порядок привлечения к ответственности регулируется ТК РФ и другими федеральными нормативными актами.
Если по вине организации произошла утечка или неправомерное использование личных данных сотрудника, пострадавший имеет право требовать полного возмещения убытков. Закон позволяет сотруднику добиваться денежной компенсации за моральный ущерб, связанный с нарушением конфиденциальности его персональных данных.
Если организация понесла убытки из-за штрафа или выплатила компенсацию сотруднику, согласно 39 главы ТК РФ она может взыскать эти расходы с виновных в неправильном обращении с личной информацией. Кроме того, ТК РФ предусматривает прекращение трудовых отношений с сотрудником, если он распространил конфиденциальные сведения, включая ПДн, доступ к которым он получил при выполнении должностных обязанностей.
Наша компания предлагает комплексный подход к организации системы защиты персональных данных сотрудников, основанный на многолетнем опыте успешной реализации проектов различной сложности.
Мы выстраиваем целостную систему информационной безопасности – разрабатываем пакеты необходимых документов, определяем уровень защищенности данных, внедряем технические решения.
Преимущества сотрудничества с нами:
Выбирая нас в качестве партнера, вы получаете надежную защиту персональных данных ваших сотрудников.
Сайт использует файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookies и соглашаетесь с политикой в отношении обработки и защиты персональных данных. Вы можете отключить использование файлов cookies путем изменения настроек вашего браузера, при этом работоспособность сайта и доступность его функционала в полном объеме могут быть ограничены.